Закон о банкротстве юридических лиц

Ныне действующий 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 36.10.02 привнес в законодательство ряд значимых новелл. Трансформирован механизм обеспечения интересов кредиторов и учредителей неплатежеспособной компании. Изменен статус арбитражного управляющего. Установлены особенности реализации процедуры банкротства отдельных категорий должников.

Предпосылки принятия

Предпринимательство сопряжено с риском. Если объем долговых обязательств компании превышает стоимость ее активов, неизбежен коллапс:
учредители юридического лица лишены возможности ликвидировать его в общем административном порядке, поскольку ст. 64 Гражданского кодекса обязывает их провести полный расчет с кредиторами;
кредиторы не могут ни взыскать, ни списать долги для целей налогообложения;
объем денежных обязательств неизбежно растет, в основном – за счет применения штрафов и пеней.
Для цивилизованного выхода из подобных ситуаций нужен закон о банкротстве юридических лиц. Положения 127-ФЗ позволяют решить множество задач.
Окончательно установить размер задолженности. Начало делопроизводства в арбитражном суде прекращает начисление пеней, неустоек. С признанием хозяйствующего субъекта банкротом сроки погашения всех его долговых обязательств считаются наступившими.
Сохранить активы должника для продажи и справедливого распределения вырученных денег между кредиторами. После возбуждения дела о банкротстве дивиденды не выплачиваются, оплата долей не проводится. Исполнительные и судебные производства приостанавливаются.
Препоручить руководство ликвидационной процедурой компетентному, независимому кризисному менеджеру – арбитражному управляющему.
Сформировать из числа кредиторов орган, принимающий ключевые решения относительно банкрота. Установленная 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и ИП» общая административная ликвидационная процедура проводится в интересах соучредителей. Закон о банкротстве юридических лиц призван обеспечить права кредиторов. Поэтому комитет кредиторов назначает арбитражного управляющего, оценивает целесообразность применения к должнику тех или иных мер и процедур.

obschaya_procedura

Предмет регулирования

Бытует мнение, что закон о банкротстве юридических лиц регламентирует ликвидационную процедуру на случай, когда субъект хозяйствования не справился с долговыми обязательствами. Но сфера действия 127-ФЗ гораздо шире. Им установлены:
основания признания хозяйствующих субъектов и частных лиц несостоятельными;
меры предупреждения банкротства;
порядок применения разнообразных процедур в деле о банкротстве.
127-ФЗ состоит из 12 разделов и 233 статей и регламентирует стадийность дела о банкротстве юридических лиц.
Наблюдение – начальная и единственная обязательная процедура. До ее окончания должник ведет хозяйственную деятельность под руководством лиц, назначенных учредителями. Погашение задолженности влечет прекращение делопроизводства. В противном случае выбор дальнейших процедур осуществляется кредиторами исходя из состояния активов должника.
Финансовое оздоровление проводится согласно плану, утвержденному арбитражным судом. Может заключаться в перепрофилировании, реорганизации. Возможно привлечение инвестора, изменение структуры собственности должника.
Внешнее управление имеет целью замену неэффективного руководства.
Конкурсное производство заключается в инвентаризации, экспертной оценке, реализации активов. За счет полученных средств претензии кредиторов удовлетворяются частично, строго в порядке очередности. Непогашенные долги списываются.


Мировое соглашение может предполагать реструктуризацию задолженности, частичное прощение долга. Заключается между кредиторами и должником на любой стадии банкротства.
Иными словами, начало производства в деле о банкротстве не всегда приводит к признанию должника банкротом и его ликвидации. Наоборот, логика рассматриваемого закона направлена на сохранение субъекта хозяйствования.

Закон о банкротстве в системе отечественного законодательства

Современный 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года заменил собой одноименный закон 2008 года. В постсоветский период действовали преимущественно подзаконные акты. Для советской эпохи, учитывая отсутствие частной собственности, регламентация неплатежеспособности была неактуальной.
За время действия 127-ФЗ претерпел ряд значимых изменений. В частности, получили специальную регламентацию процедуры банкротства отдельных видов должников – финансовых учреждений, застройщиков, градообразующих и с/х предприятий. В 2015 году открылась возможность банкротства физического лица. При этом размер требований, признанных достаточным для начала делопроизводства по банкротству, составил для организаций – 300 тыс. руб., для граждан – 500 тыс. руб.
Современный 127-ФЗ развивает положения статей 25 и 65 Гражданского кодекса. Регламентации рассмотрения дел о банкротстве в суде посвящена гл. 28 АПК РФ. Порядок продажи имущества должника, требования к электронным торговым площадкам установлены Приказом Минэкономразвития №54 от 15.02.10.

Tags :
Previous post link
Next post link
Scroll To Top